Что такое конкурентный анализ? Методы конкурентного анализа

Бизнес в условиях рыночной конкуренции требует продуманной стратегии для успешного развития. Анализ конкурентов позволяет получить преимущество, существенно уменьшить риски.

Что такое конкурентный анализ? 

Конкурентный анализ — комплекс методов создания бизнес-стратегии, учитывающей сильные и слабые места не только вашего, но и конкурирующих предприятий. Прием применяется как для решения кратковременных задач, так и для составления долгосрочных планов. 

Анализ конкурентной среды рынка нужен для: 

  • разработки маркетингового позиционирования;
  • реального прогноза ситуации и продаж; 
  • конструирование ценовой, товарной политики; 
  • классификация и определение главных качеств продукта; 
  • проработка рекламной кампании, плана продвижения. 

Важно: 

Исследование компаний — это не разовая акция, а системный подход, при котором используется комплекс инструментов, разрабатываются схемы и сравнительные таблицы. Частота проведения зависит от динамичности вашей ниши на рынке.

Методы конкурентного анализа 

Маркетинговое исследования бизнеса использует эффективные методы анализа конкурентов. 

SWOT анализ

swot

SWOT — комплекс для успешного развития проектов, учитывающий сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weakness), возможности (Opportunities), угрозы (Treats). 

Способ простой и действенный, из-за чего используется чаще других. 

Достоинства: 

  • универсальность для различных сфер бизнеса;
  • высокая гибкость, адаптивность;
  • использование для оперативного контроля предприятия. 

Недостатки: 

  • субъективность, зависимость от позиции исследователя;
  • высокие временные затраты для сбора большого количества информации;
  • отсутствие разбора взаимосвязей между факторами, влияющими на бизнес. 

Способ Портера

Способ Портера — методика исследования рынка с целью оценки появления пяти внешних сил5 сил Портера

Текущих конкурентов, поставщиков, покупателей, товаров, их заменителей, новых конкурирующих предприятий. 

Достоинства: 

  • учет влияния не только прямых конкурентов; 
  • определение степени конкуренции;
  • актуальная защита от внешних факторов. 

Недостатки: 

  • исследование базируется на идеальном предложении;
  • модель применима только к простым рыночным структурам;
  • игнорирование важной шестой силы — Дополнения. 

PEST — глобальное изучение влияния макросреды на конкретный бизнес через изучение отраслей и тенденций их развития. 

pest

Такой метод анализа конкурентов используют для долгосрочных стратегий и планирований пятилеток. 

Достоинства: 

  • создание глобальной стратегии развития новых бизнес-проектов; 
  • обеспечение целостной картины окружения и предложений рынка;
  • быстрый сбор информации;

Недостатки: 

  • сложность проведения для диверсифицированных организаций; 
  • неточность и ограниченность данных из-за большой стоимости доступа к информации;
  • необходимость регулярного повторения исследования. 

SPACE

SPACE — схема предполагает акцент на товар предприятия и его финансовые перспективы, как главные факторы развития бизнеса. 

Достоинства: 

  • понятная логика конкурентного анализа;
  • определение основных стратегических позиций;
  • удобная и наглядная демонстрация результатов. 

Недостатки: 

  • отсутствие обоснования выделения определенных групп факторов; 
  • случайный характер перечня без четкой классификации; 
  • зачастую поверхностный обзор и неверные рекомендации. 

Как применять SPACE анализ на практике?

SPACE анализ может быть использован менеджментом организации при принятии стратегических решений.

1-й шаг:

Каждому фактору в каждом из 4 измерений  присваивается оценка. (от 0 до 5 для факторов Финансовой стабильности и Привлекательности индустрии (FS & IA) и от 0 до -5 для Стабильности среды и Конкурентных преимуществ (CA & ES))

2-й шаг:

Для каждого из 4-х категорий факторов рассчитывается среднее значение.

3-й шаг:

Строится матрица SPACE и рассчитывается оптимальное направление стратегии. Перейти к примерам.

Оптимальной является альтернатива поведения с наибольшим перевесом (графически – четверть, на которой расположена наибольшая площадь фигуры, образованной соединением 4-х точек).

 Возможные альтернативы:

  • Агрессивная стратегия – как правило актуальна в ситуации, когда компания имеет конкурентное преимущество и оперирует в относительно стабильной индустрии. Критический фактор риска – возможность выхода новых конкурентов на рынок. Типичные действия компании – слияния и поглощения, увеличение доли рынка, сосредоточение на максимально конкурентных продуктах.
  • Конкурентная стратегия – привлекательная и относительно нестабильная внешняя среда. Компания имеет некоторые конкурентные преимущества. Ключевой фактор – финансовая устойчивость компании. Типичное поведение – объединение с другими компаниями (в т.ч. на условиях партнёрства), увеличение эффективности производства, максимизация чистого денежного потока.
  • Консервативная стратегия – стабильная сложившаяся индустрия с низким уровнем роста и финансово стабильная компания. Ключевой фактор – конкурентоспособность продукта. Компания должна фокусироваться на поддержании существующих и развитии новых продуктов а также рассматривать альтернативные сценарии перехода в более привлекательные смежные индустрии с более высокими уровнями роста. Основное внимание уделяется снижению издержек.
  • Защитная стратегия – компания работает в привлекательной отрасли, но не имеет конкурентоспособных продуктов и финансовой устойчивости. Критический фактор – конкурентоспособность. Компании обычно фокусируются на снижении издержек, инвестиций и рассматривают уход из отрасли.
  • Скачать шаблон Excel

Этапы анализа 

Проводить качественный анализ конкурентной среды рынка необходимо в несколько этапов: 

  1. Постановка проблем и конкретных целей исследования для решения текущих задач. 
  2. Создание и группировка реального списка конкурентов, а также аудитории покупателей, с которой они взаимодействуют. 
  3. Подготовка технических средств сбора информации, поиск с последующей систематизацией доступных сведений. 
  4. Структурирование, исследование, оценка качества собранных данных. 
  5. Создание подробного отчета, используя способы анализа конкурентов для формирования новой стратегии продвижения. 

Как добиться конкурентного преимущества? 

Конкурентное преимущество компании — это набор свойств, определяющих ее превосходство на потребительском рынке. Основная задача — разработка плана, повышающего экономическую прибыль, предполагает уникальность и качественный рост перспектив. 

Конкурентный анализ — это главный шаг в завоевании лидирующих позиций, важный инструмент для набора, а также сохранения преимущества. Но это лишь начальный этап для формирования модели продвижения на пути к успеху. Для укрепления позиций вам нужно создать индивидуальный бизнес-план, который позволит извлечь конкурентное преимущество из уже существующих компонентов бизнеса или внешних факторов.