При поиске изображений в Google можно воспользоваться опцией выбора только тех картинок, которые имеют лицензии, позволяющие их использование и изменение. Чтобы настроить этот фильтр, нужно перейти в раздел «Инструменты» и выбрать пункт «Права использования».
Также можно выяснить, кто является автором изображения, осуществив поиск по картинке. Для этого вместо текстового запроса достаточно загрузить изображение или вставить на него ссылку. В результате появятся страницы, на которых уже использовалась эта фотография, что даст возможность найти оригинал с указанием авторов. Часто такой способ ведет на сайты фотобанков, где можно легально скачать нужное изображение с лицензией, подходящей для использования.
Типы лицензий на изображения
Есть несколько типов лицензий, у каждого из них свои условия применения информация поможет правильно применять фотографии в своих проектах.
Creative Commons (CC)
Creative Commons — самый популярный формат среди создателей контента. Они позволяют сохранить авторские права и делиться своими работами. Существует несколько разновидностей CC-лицензий. В одних требуется только атрибуция — упоминание автора. В других — условий сильно больше. Расскажем про каждую.
CC Attribution (CC BY). Разрешает любое использование изображения при указании авторства. Даже в коммерческих целях. Наиболее свободная лицензия.
CC Attribution — Share Alike (CC BY-SA). «С указанием авторства — С сохранением условий». Разрешает использование с обязательной атрибуцией и требует, чтобы производные работы распространялись под той же лицензией.
Пример. Фотограф опубликовал свою работу под лицензией CC BY-SA. Художник нашел фото и использовал её в своем коллаже. Художник может зарабатывать на своей работе, но должен указать оригинального фотографа и опубликовать свой коллаж под лицензией CC BY-SA.
CC Attribution — No Derivative Works (CC BY-ND). «С указанием авторства — Без производных». Разрешает использование с упоминанием, однако не позволяет изменять изображение.
Пример. Автор опубликовал статью о медицинских открытиях под CC BY-ND. Новостной портал решает разместить эту статью на своем сайте. Портал может свободно делать это, но не имеет права переводить или адаптировать текст статьи. Портал обязан указать автора статьи.
CC Attribution — Noncommercial (CC BY-NC). С указанием авторства — некоммерческая. Разрешает копировать и распространять изображения любым способом, но только в некоммерческих целях. Обязательна атрибуция.
CC Attribution — Noncommercial — Share Alike (CC BY-NC-SA)
и CC Attribution — Noncommercial — No Derivative Works (CC BY-NC-ND): комбинации вышеуказанных условий, добавляющие ограничения на коммерческое использование и создание производных работ.

Другие лицензии
RoyaltyFree (RF)
Royalty-Free — лицензия без отчислений. Позволяет применять картинку неограниченное количество раз после единовременной оплаты.
Rights Managed (RM)
Rights-Managed устанавливает строгие правила. Дает исключительное право на картинку. При этом условия определяются отдельно для каждого случая.
Public Domain (Общественное достояние)
Произведения, представляющее общественное достояние, используются без ограничений.
Лицензии фотостоков
Крупные фотостоки вроде Shutterstock или Adobe Stock, предлагают собственные лицензионные соглашения. Сочетают в себе элементы Royal Free и Rights-Managed.
Базовая лицензия схожа с RF, но с ограничениями на применение изображений в продуктах с массовым тиражом. Премиум-лицензии фотостоков гораздо шире и часто включают эксклюзивные права.

Несколько способов проверить лицензию на изображения:
- Проверить встроенные метаданные об авторе. Для этого нужно скачать изображение и посмотреть в свойствах файла информацию о правообладателе. Обычно она находится в разделе «Источник» во вкладке «Подробно».
- Использовать сервисы обратного поиска изображений. Например, Google Images, TinEye или Yandex.Images. Такие сервисы позволяют загрузить изображение или ввести его URL, после чего ищут похожие и определяют источник.
- Обратиться в базы данных авторских прав. В них собраны миллионы изображений с указанием авторов и лицензионных условий. Некоторые базы: Shutterstock, Getty Images или Adobe Stock.
- Поискать подпись в первоисточнике. Возможно, это страница-портфолио художника, чей-то профиль в социальной сети или портал крупного бренда. Тогда, скорее всего, авторство иллюстраций и фотографий принадлежит тем людям и компаниям, на чьих ресурсах они опубликованы.
- Обратиться к автору. Если у фото не указана лицензия, нужно найти его автора и запросить разрешение.
В случае сомнений или если планируется использовать изображение коммерчески, рекомендуется проконсультироваться с юристом по авторским правам.
Хороший ресурс по созданию уникальных креативов SMM planner для социальных сетей или на сайт.