Как создать UTM-метку

UTM-метка

UTM-метки похожи на GPS-трекеры. Трекеры используют, чтобы отследить местоположение и перемещение сотрудников, членов семьи. Так же и маркетологи ставят «маячки» в ссылки, чтобы понять, какая реклама срабатывает лучше всего.

Примеры использования UTM-меток

— Если вы ведете рекламные кампании на разных площадках (в поисковой выдаче, соцсетях, медиа, блогах) и хотите узнать подробную информацию о каждом источнике трафика.

— Если вы делаете e-mail рассылку и хотите протестировать, какое из писем приводит на сайт больше людей.

— Если вы проводите а/б тестирование.

UTM-метки — изобретение компании Urchin Tracking Module (в переводе «Отслеживающий модуль компании Urchin»). В 2005 году компанию выкупил Google и на ее основе создали Google Analytics.

Каждая UTM-метка, которая добавляется к адресу сайта, состоит из двух частей:

1. Параметр

2. Значение метки

utm

Обратите внимание: UTM-метки отделяются от основной ссылки знаком вопроса ‘?’, а друг от друга отделены амперсандом ‘&’.

utm метки

Параметр это первое слово в UTM-метке, в примере выше это utm_source. После параметра ставят знак равно и потом пишут значение.

Из чего состоят UTM-метки

UTM-метки — это GET-параметры (передаются серверу с помощью ссылки).

GET-параметр очень просто определить: если вы видите в URL вопросительный знак, то все, что расположено после этого знака — GET-параметры.

В одном URL может быть несколько GET-параметров. Вот базовые правила синтаксиса:

  • каждый GET-параметр состоит из двух элементов — ключа и значения. Между этими элементами — знак равенства (ключ=значение);
  • GET-параметры разделяются знаком «&» (амперсанд).

Давайте еще раз посмотрим на пример ссылки с UTM-метками, которую мы приводили выше:

https://bestbuyshop.ru/catalog?utm_source=facebook&utm_medium=cpc&utm_campaign={campaign_id}&utm_term={keyword}

Все, что находится после знака «?» — это GET-параметры:

ПараметрЗначение
utm_sourcefacebook
utm_mediumcpc
utm_campaign{campaign_id}
utm_term{keyword}

Сколько UTM-меток существует

Есть 5 универсальных UTM-меток, которые можно использовать для разметки любых ссылок. Эти метки распознают Google Аналитика и Яндекс.Метрика.

Три из пяти меток — обязательные, их нужно всегда размещать в URL:

  • utm_source — указывает на источник трафика. Например, сайт, на котором вы разместили гостевую статью со ссылкой на ваш ресурс. Или рекламная платформа (например, Facebook), в которой вы размещаете объявления со ссылкой для перехода на ваш сайт.
  • utm_medium — определяет тип трафика. Например, при размещении объявлений по модели оплаты за клик в этом параметре обычно прописывают значение «cpc» (cost per click — цена за клик). Для рекламного баннера — «banner», для ссылки в рассылке — «email».
  • utm_campaign — этот параметр нужен, чтобы указать к какой рекламной кампании относится ссылка. В некоторых случаях в этом параметре можно использовать динамические значения. Например, если вы размещаете таргетированную рекламу в Facebook, можно указать динамический параметр {campaign_id}, и в ссылку автоматически подставится идентификатор вашей рекламной кампании.

Две метки можно использовать опционально:

  • utm_term — эта метка нужна для определения ключевого слова, по которому показывалось ваше рекламное объявление. Метка необязательная, но стоит использовать ее для разметки ссылок в поисковых кампаниях Яндекс.Директа или Google Ads. Для этого используйте динамический параметр {keyword}. Также параметр utm_term подходит для указания другой информации (например, даты размещения рекламной ссылки).
  • utm_content — помогает различать объявления, если другие параметры идентичны. Например, если в одной статье вы используете две рекламные ссылки, то для отслеживания переходов по каждой из них используйте метку utm_content с разными значениями для каждой ссылки.

Перечисленные метки используются наиболее часто. Их хватает для получения подробной статистики по трафику. Также есть дополнительные метки:

  • utm_nooverride — с помощью этой метки можно определить, где произошло первое касание с клиентом при отслеживании ассоциированных конверсий. Например, пользователь кликнул по объявлению таргетированной рекламы, перешел на сайт и подписался на рассылку. Затем перешел по ссылке из письма-подтверждения и зарегистрировался на сайте. В обычных условиях система аналитики засчитает в качестве источника email, хотя по сути пользователя привела таргетированная реклама. Чтобы правильно определить источник, в ссылке на сайте следует добавить метку utm_nooverride со значением «1». Так система аналитики проигнорирует переход по этой ссылке, а учитывать будет предыдущий. Обратите внимание! Метку utm_nooverride понимает только Google Аналитика.
  • utm_referrer — помогает корректно отслеживать и учитывать переходы при наличии Javascript-редиректа. Эта метка понятна только для Яндекс.Метрики.

Вот несколько других универсальных обозначений:

  • display — баннерная реклама (оплата — CPM);
  • price — объявления на прайс-агрегаторах с оплатой CPC;
  • qrcode — переходы с QR-кодов;
  • affiliate — ссылки в рамках партнёрских программ;
  • special — спецпроекты (например, переходы из закладок браузера);
  • retargeting — переходы с проектов ретаргетинга;
  • social_cpc и social_post— реклама в социальных сетях

Чтобы данные точно считывались, нужно еще правильно создать UTM-метку. Есть несколько правил, которые обязательно следует соблюдать:

  • Не использовать разные регистры для одной рекламной кампании. В ином случае в финальном отчете будут разные данные по каждой такой записи.
  • Не допускать ввода пробелов между метками и наличия некорректных символов. Если нужно смысловое разделение, лучше использовать нижнее подчеркивание «_».
  • Стараться максимально сократить названия кампании. Иначе визуально их будет сложно отличить в системе аналитики.
  • Учитывать поддомены и вводить URL как один сайт, чтобы клики отслеживались более корректно.
  • Не использовать много вопросительных знаков. Если в метке будет несколько вопросительных знаков, пользователь попадет на страницу 404.
  • Стараться как можно точно указать данные в обязательных полях, иначе информация о трафике будет собрана неверно.
  • Не рекомендуется помечать внутренние ссылки сайта метками, иначе первоначальный источник трафика будет потерян, статистика отобразится неправильно.
  • Перед окончательной публикацией проверить, работает ли созданная ссылка с UTM-метками.

Лучший сервис-генератор

Генератор UTM-меток от Tilda. Можно создать ссылку с метками по собственным или предустановленным значениям. Поддерживает оптимизацию под Яндекс.Директ, Google Adwords, Вконтакте, Facebook и TargetMy.com.
В генераторе от Тильда просто вводится сайт и указывается источник трафика. Если подходящего значения нет, можно ввести свои. Далее выводится результат, который можно скопировать к себе.